Не знаю, как вы, а я начал серьезно сомневаться в причине смерти Наполеона с прошлой недели, когда слушал радио. В мои студенческие годы непререкаемой истиной был тот факт, что сверженного императора отравил мышьяком кто-то из приближенных, что, судя по всему, подтверждал анализ: в волосах императора, которые некоторые из его последователей сохранили на память, была найдена большая концентрация этого вещества.
Так вот, это не так, теперь получается, как утверждал диктор, что ответственным за смерть Наполеона является не что иное, как зеленый цвет обоев, которыми оклеен особняк Лонгвуд-хаус на острове Святой Елены, где император прожил в изгнании шесть лет. Как вы понимаете, я немедленно начал исследовать эту декоративную версию, и, да, так же как и в иных многочисленных высказанных версиях, кажется, что в ней есть достаточно смысла, по крайней мере, мне хотелось бы в это верить, тогда получается действительно любопытная и забавная история.
Разные варианты теории смерти Наполеона, которая официально произошла из-за язвы желудка, начали появляться почти сразу же после его смерти 5 мая 1821 года, когда ему было 52 года.
В 1982 году был опубликован химический анализ обоев в кабинете дома Лонгвуд-хаус, где Наполеон прожил последние шесть лет. Рисунок обоев представлял собой коричневые и зеленые розетки, и зеленый пигмент содержал не что иное, как мышьяк, а именно арсенид меди. Было указано также, что испарения от обоев могли послужить причиной отравления.
Но мышьяк был не только в доме Наполеона, он присутствовал в декоре всех зажиточных домов эпохи. Яд был спрятан в зеленом цвете Шееле, названном так в честь открывшего его химика, шведа Карла Вильгельма Шееле, известного также за то, что он открыл кислород, хлор, магний и, среди прочего, аммиак.
Именно он в 1775 году впервые получил этот пигмент, который обильно использовали в восемнадцатом и девятнадцатом столетиях. Его производили тоннами, в основном, в Англии, чтобы красить обои и ковры, которые были предназначены для декора интерьера европейских домов эпохи. Это был любимый зеленый художника эпохи романтизма, англичанина Джозефа Тёрнера, и позже французского импрессиониста Эдуарда Мане.
Судя по всему, влажное и плохо проветриваемое помещение, качество бумаги обоев и содействие грибка способствовали разложению арсенида меди, главного составляющего пигмента, и вызвали образование газа триметиларсина. Само по себе вдыхание этого газа не очень опасно, но его постоянное накопление в течение многих лет в комнатах, оклеенных этими обоями, могло стать смертельным, особенно во время сырых зим в викторианских домах, выходящих на север, или на затерянном в Атлантическом океане острове, таком как остров Святой Елены.
Свежие комментарии